Что такое органическая архитектура

Вы узнаете об одном из легендарных архитекторов Америки, который перевернул взгляды общественности на строительство домов.
известный архитектор
Фрэнк Ллойд Райт — американский архитектор, философ, писатель и родоначальник «стиля прерий». Его взгляды на организацию жилого и общественного пространства, связь строений с окружающей средой изменили бытующие представления об архитектуре, дав ей развитие в новом направление. Смелые идеи опередили время, а сформулированные принципы легли в основу органической архитектуры.
Биография Ф. Л. Райта
Фрэнк Райт родился и провел детство в американском штате Висконсин. Школьное образование он получил дома. Чтобы продолжить обучение и финансово помочь семье, он в 18 лет согласился работать на декана Висконсинского университета. Однако, не закончив обучение, Райт в 20 лет уехал на поиски работы в Чикаго.

Там он устроился подмастерьем в архитектурную компанию к Луису Салливану. Именно там начинает раскрываться талант Райта. В 1889 году Фрэнк женится и заключает с Салливаном контракт на 5 лет в обмен на заёмные средства для строительства собственного дома. Однако растущие расходы вынуждают его брать архитектурные проекты «на стороне». Когда Салливан узнает об этом, он расторгает контракт с Райтом.

Эти события дали мощный толчок карьере молодого архитектора. Райт открывает новую фирму и начинает активно формировать собственный стиль. Он не боится экспериментировать, спорить с заказчиками и отстаивать свои идеи.
Он пережил убийство любимой женщины, финансовый кризис и Вторую мировую войну, почти забвение и триумфальное возвращение в архитектуру.
На протяжении всей жизни он не оставлял работу над собственным стилем и активно делился наработками с молодым поколением — писал книги, читал лекции и даже основал архитектурную школу.

За почти 92 года жизни Фрэнк Ллойд Райт разработал 1114 проектов, из которых было реализовано 532.
архитектор Фрэнк Ллойд Райт
Архитектор проекта
Фрэнк Ллойд Райт

Основные идеи органической архитектуры Ф. Л. Райта:

1. Подчеркивание «внутренней природы» и «духа» каждого строения

Нельзя повторять то, что уже построено. Каждый проект создается для определенного человека и с учетом особенностей конкретного места.

2. Непрерывность архитектурного пространства

Дом не может быть оторван от окружающей его природы. Вне её контекста строения не существует. Оно как будто создано природой:

● приземистые, будто распластанные по земле;
● с широкими крышами, далеко выступающими за пределы фасадных стен;
● с лентами больших окон, стирающих границы между жилищем и окружающей средой;
● целостные, как будто построенные не из отдельных блоков, а из цельного элемента.

Для реализации своих проектов Райт предпочитал использовать натуральные материалы той местности, где велось строительство — камень, древесину.

Ярким образцом такой архитектуры стал «Дом над водопадом». При его строительстве Райт старался сохранить все окружающие деревья, а некоторые каменные выступы встроил в интерьер дома. Водопад не украсил придомовую территорию, а стал частью строения.
3. Сохранение человеческого масштаба

Одна из главных черт стиля прерий Фрэнка Ллойда Райта — соблюдение пропорций, отвечающих размерам человека. В его домах нет слишком высоких потолков или комнат, несоразмерно больших для бытовых функций. Такие здания, стремясь к земле, а не к небу, остаются надежными и уютными, подчеркивают близость человека к природе.

Ярким примером реализации этой идеи служит дом Талиесин — резиденция Райта, сегодня включенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
дом Талиесин
дом Талиесин
4. Дом — это не фасадные стены, а пространство внутри него

Райт уделяет особое внимание внутренней планировке домов, которые для него — не просто каменная или бетонная коробка. Все жилое пространство организовано так, чтобы человека не стесняли и не ограничивали многочисленные перегородки, глухие стены, двери и углы.

Все переходы между комнатами и перепады высот плавные, перегородки — мобильные, а окна наполняют помещения светом. Человек должен зайти с улицы в дом и не потерять чувство свободы.

5. Орнамент — важная часть архитектуры

Наличие орнаментов характерно для тех работ Фрэнка Ллойда Райта, где он использует бетонные блоки. Это так называемое «текстильное» направление в его стиле. Название ему дали отдельные блоки, нанизанные на металлическую арматуру, словно бусины.

Характер орнамента передает «дух» строения и служит украшением бетонных поверхностей. Райт создавал рельефы в стиле племени майя, отсылая к тесной связи архитектуры и культуры. Самый сложный из орнаментов украшает дом Эннисов, построенный в 1920-х годах.
архитектура Фрэнка Ллойда Райта
Органическая архитектура Фрэнка Ллойда Райта — это удивительный симбиоз современных строительных технологий и природных форм, линий, материалов. Это заимствование из природы только самого нужного и ненавязчивое влияние культуры той местности, где ведется строительство.
Рассказать друзьям
ПОКАЗАТЬ ЕЩЁ